Я не самый лучший преподаватель,
но, надеюсь, и не самый худший.
Е. Артамонов

По-своему я счастлив, так как мне удалось найти любимую работу, которая оказалась высокооплачиваемым хобби (это по одному из шуточных определений идеальной работы – правда спорен термин высокооплачиваемая, но все познается в сравнении: при правильном подходе к работе некоторые сотрудники университета получают 2-3 дневную рабочую неделю, при этом в «занятые дни» освобождаются не позже 15:00).

Не буду говорить, что с самого детства я мечтал стать преподавателем, также я об этом не мечтал и в ВУЗе, но судьба и некоторые преподаватели решили иначе.

Внимательный слушатель

Внимательный слушатель всегда может стать интересным рассказчиком, только для этого необходимо немного работы над собой и много практики.

Я никогда и никому не говорил и не буду говорить, что был хорошим студентом. Просто после провального первого семестра (средний бал 4 – для школьника-отличника это провал) я понял, что нельзя учиться в ВУЗе по школьной методике: 1) если в школе тебя знают учителя с 4-го-5-го класса и их коллектив практически не меняется, то в институте каждый семестр новые лица; 2) если в школе негативная оценка может быть скрашена 3-4 позитивными, то в ВУЗе этого можно просто не успеть сделать в виду малого числа практических и лабораторных занятий; 3) если в школе слово экзамен возникает только 3-ды (2 выпускных захода и в нынешнее время общее тестирование), то в ВУЗе каждый семестр может подарить 3-5 таких радостей; 4) при всем при этом часто экзаменатор даже примерно не догадывается (разве что он очень старательно выверяет записи лаборантов и имеет фотографическую память на фамилии) о том, что Вы отлично справились со всеми лабораторными, но почему-то допустили ряд ошибок на экзамене.

Сегодня многие из описанных нюансов сглажены кредитно-модульной системой, но то, что я придумал для себя еще в далеком 95-м может сработать и сегодня.

Именно поэтому, начиная со второго семестра, я перешел от изучения предметов к изучению преподавателей.

А именно: — если преподаватель любил спокойных и сосредоточенных студентов — я напускал на себя вид озабоченного ботаника); — если искал компаньона для беседы – я готов был поддержать любую тему, — требовалось 100% посещение лекций – я и это мог организовать, — требовал ответы на практических занятиях по книгам из научной библиотеки – легко: 1 месяц трудов и 3 месяца отдыха без единого вызова к доске. — и много-много других требований, каждому из которых я пытался соответствовать.

Не спорю – не всегда все было гладко, иногда и провалы случались, но тогда выезжал на общей эрудиции, которую черпал из «прочетных» книг, и хорошей «быстрой» памяти (информация первых 2-3 дня держалась в голове по принципу фотографического эффекта – т.е. практически видел перед глазами изображения с прочтенным или увиденным материалом).

А после третьего курса на меня уже работала зачетная книжка – никто не перелистывал дальше двух предыдущих сессий, а там у меня всегда были сплошные пятерки. Как-то один преподаватель уже на 5-м курсе, зная, что я работаю на кафедре, и просмотрев практически всю зачетку (к счастью до первого семестра не добрался) дважды пересматривал мое оценивание: после моего блеклого ответа (кто вообще учится на 5-м курсе), предложил мне тройку – я молча изобразил смиренный, но несогласный вид, он вернулся на страницу назад и предложил 4, у меня выражение на лице не изменилось, он начал изучать зачетную книжку дальше (с каждым листом все больше удивляясь), пока в конце не выдал: «Так я Вам все испорчу?» — мой кивок, — «Разгильдяй. Вот вам пять, и чтобы глаза мои Вас не видели.» Но мы с ним еще не раз встречались и по работе, и на научных конференциях.

Так что к концу ВУЗа я накопил багаж из примерно 70 стилей поведения преподавателей, 5-6 из которых мне понравились больше всего.

Мое становление

Так получилось, что свои первые занятия я провел еще будучи студентом на четвертом курсе, когда меня попросили подменить одного преподавателя на вечерних парах (мне попались заочники — я честно вымучил их все положенные 4 пары, даже достучался до разума некоторых и спинного мозга большинства, так что в итоге все они могли ответить на простые вопросы понятными ДЛЯ СЕБЯ фразами, а те, кто не мог формулировать фразы, работали по принципу собачек Павлова, вовремя кивая или мигая).

Мне весь этот процесс понравился, и с тех пор я часто даже по собственной инициативе (по-простому говоря — напрашивался) подменял этого преподавателя … 😉

К тому же после 3-4 занятий по одной и той же теме, я начал замечать за собой не только четкое усвоение пройденного материала (грешен – часто приступал слабоподготовленным по теме занятия, надеясь, что разберусь по ходу, и в принципе разбирался), но и открывался третий глаз, позволявший проводить аналогии и строить собственные теории, отталкиваясь от полученных знаний.

Только позже я научился ценить студентов, как неисчерпаемый кладезь вопросов, требующих постоянного активного саморазвития (конечно, это в том случае, если не привыкать давить всех авторитетом и ставить неуды за лишние вопросы).

Поэтому моё введение в профессию в роли преподавателя-стажера кафедры Компьютерной кибернетики Факультета Информатики прошло блекло и невнятно, с постоянной опекой со стороны более опытных преподавателей и выделением простейшей нагрузки – экономисты на программирование и летняя практика (спасибо моему учителю и заведующему кафедрой Волкову А.А., а также ученому секретарю кафедры Мазур В.И., которые заранее придержали для меня вакансию, к которой я приступил сразу после защиты диплома).

Зато сентябрь следующего учебного года показал мне, что такое фунт лиха молодого преподавателя. Мало того, что нашу кафедру объединили с двумя другими (новый коллектив, новые правила, потеря статуса ЕДИНСТВЕННОГО молодого ассистента, до ОДНОГО ИЗ МНОГИХ), так еще и дисциплин с неприкрытыми лабораторными оказалось выше крыши.

В первый же семестр я получил 3 новых дисциплины (чего стоят такие названия как, Исследование операций, Системный анализ, Конструирование программ), а во втором еще 3 (Компьютерная графика, Принципы построения АСУ, Управление проектами), из всех дисциплин я 2 изучал еще студентом, при этом только 2 дисциплины имели полноценно поставленные лабораторные работы (спасибо тогда еще доценту, а сейчас профессору, Кобе Е.В. и профессору Волкову А.А.), еще 1 дисциплина сопровождалась «непонятностью» в виде 30 примеров решенных задач (программ), а в остальных и конь не валялся.

«Все что нас не убивает, делает нас сильнее» (с) – я проработал по этому принципу целый год, а потом еще год и еще год, поднимая каждый раз по 5-6 новых дисциплин, пока их счет не подошел к 20, в итоге я остановился на 2 наиболее полюбившихся мне курсах: Системное программирование и Интернет-технологии в системах и сетях. Но и сегодня приходится часто поднимать свои старые наработки – то от наглых заочников с их вечерне-ночными парами преподаватели отказались, то курсы новые открылись и вести некому, то подработка на соседней кафедре, то молодые преподаватели жалуются на отсутствие материалов, так что ничего не было сделано зря.

На всем преподавательском пути у меня встретился только один барьер, на который я вскарабкивался, а не перепрыгивал – это переход от ведения лабораторных и практических занятий к лекциям. Целый год я мучил своими неумелыми потугами студентов (благо это был альтернативный курс и студентов было не много), пока в конце концов не нащупал тот самый стиль подачи материала и себя, который оттачиваю до сих пор.

А особое умение – проводить лекции не подсматривая и НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ — я приобрел при проведении занятий на частных курсах, когда в день приходилось один и тот же материал рассказывать по 5-8 раз разным группам или отдельным слушателям. В итоге, знание материала было отточено до такой степени, что я умудрялся засыпать стоя, но при этом продолжать вести лекцию (это было после рождения моей старшей дочки, когда загрузка на работе была по 4-5 пар в день, вечером я вел занятия на частных курсах, а по ночам готовился к новым лабораторным, шерстил Интернет в поисках новой информации, выполнял различную компьютерную работу в частном порядке — в итоге в день я спал не более 4-5 часов, поэтому засыпал при любом удобном случае – стоя в трамвае, сидя на заседании и, как уже говорил, проводя занятия). При этом во сне мне всегда снилось одно и то же – я стою и читаю материал. И просыпался я в один и тот же момент, когда во сне мне снилось, что я начинаю пороть чушь. В такие моменты я снова приобретал ясность разума, окидывал беглым взглядом класс (обычно курсы велись для 6-8 слушателей), замечал, что все в порядке (часть продолжали писать в конспекте надиктованное, некоторые пробовали на компьютере то, что я только что рассказал) – ТО ЕСТЬ ВСЕ В ПОРЯДКЕ. Как понимаете – это были частные курсы (где любой слушатель мог высказать недовольство в любое время), при этом через стеклянную стенку всегда сидел администратор, но за все время работы не было ни единой жалобы ни со стороны слушателей, ни со стороны работодателей.

А в настоящее время каждый новый учебный год я провожу в борьбе с собой – обновлять курс лекций и лабораторных или еще год подождать, каждый раз принимаю решение – студенты покажут – и они показывают, показывают такооооое, что я читаю материал из старого конспекта – и только для единиц, после прохождения основного курса в виде поощрения даю более современный материал, который скоро тоже станет немного устаревшим 😉

Дам только один совет начинающим молодым преподавателям: НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАВАТЬСЯ ДРУГИМ, ЧТО ВЫ ЧЕГО-ТО НЕ ЗНАЕТЕ. Никто не может знать всего, но уж если попались на пробеле в своем образовании, не забудьте его заполнить – окружающие это оценят.

Названия дисциплин, которые я читал хотя бы один семестр, и ссылки на материалы к ним

Как Вы видите, не все дисциплины имеют ссылкы на материалы к ним, о это не из-за того, что у меня нет к ним лабораторных работ или конспектов лекций (я вообще-то тяжело себе представляю, как можно провести курс, чтобы о нем вообще ничего не осталось), просто эти материалы или в сыром виде или настолько устарели, что занимаемое ими дисковое просторанство не будет того стоить. Также дополнительную можно найти информацию на сайте кафедры.

1. Вычислительная техника и программное обеспечение (контрольная работа ИЗДО (1-й курс), курсовая работа ИЗДО (2-й курс))

2. Дискретная математика

3. Интернет технологии в системах и сетях

4. Информационно-аналитические системы таможенной службы

5. Информационные системы и технологии предприятий

6. Информационные технологии в компьютеризированных системах управления

7. Исследование операций

8. Комплексы технических средств компьютеризированных систем

9. Компьютерная графика

10.Конструирование программ

11.Объектно-ориентированное программирование

12.Операционные системы и системное программирование

13.Основы баз данных

14.Основы надежности и эксплуатации АСУ

15.Основы операционной системы Windows (Лабораторные работы для курсов повышения квалификации)

16.Основы построения автоматизированных систем управления

17.Основы управления проектами

18.Проблемно-ориентированные системы

19.Программное обеспечение автоматизированных систем управления

20.Проектирование компьютеризированных систем

21.Системное программирование

22.Системное программное обеспечение

23.Системный анализ и моделирование систем

24.Системы обработки текстовой, табличной и графической информации

25.Современные сетевые информационные технологии

26.Экспертные системы

27.Эксплуатация и администрирование компьютеризированных систем

Электронные учебники (в виду ограничения дискового пространства, только архивы)

Представляю Вашему вниманию несколько своих старых курсов, до которых дошли руки, чтобы их оформить в виде электронного учебника, — некоторые материалы из них я использую до сих пор:

1) Системное программирование (курс безбожно устарел, но часть материалов пригодится для подготовки к модульным контрольным работам и для выполнения лабораторных работ теми, кто не претендует на оценку Выше 3)

2) Системы обработки текстовой, табличной и графической информации (материалы можно использовать для курсов Программное обеспечение и вычислительная техника (для непрограммистов), Компьютерная графика (некоторые разделы))

3) Основы управления проектами (соавторы Волков А.А., Платоненко О.Ю.)

Учебные и Рабочие учебные программы, автором и соавтором которых я являюсь

Учебные и Рабочие учебные программы (переход по ссылке позволит скачать электронную версию программы — для ссылок доступны только те программы, которые я разрабатывал самостоятельно или моя доля работы была больше 50%)

1. Комп’ютерна графіка, співавтор О.В. Коба

2. Дослідження операцій, співавтор О.А. Волков

3. Основи управління проектами (спец. 8.091401), співавтор О.А. Волков

4. Системний аналіз та моделювання керованих процесів, співавтор В.С. Удовенко

5. Системи обробки текстової, табличної та графічної інформації, співавтор В.С. Удовенко

6. Проблемно-орієнтовані системи, співавтор В.К.Ловкий

7. Інформаційно-аналітичні системи митної служби, співавтор В.С. Удовенко

8. Комп’ютерна графіка (спец. 6.092700), співавтор О.А. Волков

9. Управління проектами інформатизації (спец. 7.050102)

Учебные и Рабочие учебные программы по кредитно-модульной системе обучения (переход по ссылке позволит скачать электронную версию)

1. Адміністрування і експлуатація комп’ютеризованих систем, співавтор В.В. Рудий (для спец. 8.091401)

2. Інтернет-технології в системах і мережах, співавтор І.М. Сябрук (для спец. 7.091501, 7.091502)

3. Комп’ютерні мережі, співавтор В.І. В’юн (для спец. 8.091401)

4. Системне програмне забезпечення, співавтор В.В. Рудий (для спец. 7.091501, 7.091502)

5. Системне програмування, співавтор Г.Л.Яковлев (для спец. 7.091501, 7.091502).

6. Дослідження і програмування інтерфейсів користувача, співавтор В.В. Литвинов (для спец. 8.091502), 2007

7. Програмування інтерфейсів користувача, співавтор В.В. Литвинов (для спец. 8.091502), 2007

8. Управління проектами інформатизації, співавтор О.Є. Литвиненко (для спец. 8.050102), 2008

9. Корпоративні інформаційні системи, співавтор О.Є. Литвиненко (для спец. 7(8).050102), 2008

10. Стандартизація та сертифікація комп’ютеризованих систем, співавтор В. В’юн (для спец. 8.091401)

Учебные и Рабочие учебные программы для Института заочного и дистанционного обучения (переход по ссылке позволит скачать электронную версию)

1. Програмування, співавтор О.М. Глазок (для спец. 7.091501)

2. Системне програмне забезпечення (для спец. 7.091501

3. Комп’ютерні мережі, співавтор В.І. В’юн (для спец. 8.091401)

Материалы для скачивания

Здесь я буду выкладывать материалы для студентов, которые смогут в чем-то упростить (не надо бегать по всему общежитию или обзванивать всех знакомых в поиске задания к Контрольной или Курсовой работе), а в чем-то усложнить их жизнь (теперь не отвертишься фразой «У меня не было конспекта лекций/задания на лабораторные работы/задания на контрольную работу/задания на курсовую работу). Про нерабочие ссылки или битые архивы сообщайте, всё будет исправлено в кратчайшие сроки.

Дабы упростить поиск материалов они разбиты на дисциплины

Системное программирование

Очное отделение

Рабочая учебная программа (направление 6.050102 специальность «Компьютерные системы и сети») укр engl (служебный документ — студентам пригодится, как краткое описание всего курса)
Рабочая учебная программа (направление 6.050102 специальность «Системное програмирование») укр
Конспект лекций (I семестр) укр рус engl доп
Лабораторные работы (I семестр) укр рус engl
Домашняя работа I семестр (для всех специальностей направления 6.050102) укр engl
Конспект лекций (II семестр) укр рус engl
Лабораторные работы (II семестр) укр engl
Домашняя работа II семестр (направление 6.050102 специальность «Компьютерные системы и сети») укр engl
Контрольная работа (направление 6.050102 специальность «Компьютерные сети и системы») укр engl
Курсовая работа (направление 6.050102 специальность «Системное программирование») укр
Конспект обновлённых СЫРЫХ лекций (II семестр — к модульной контрольной №2) укр

Примечание: Представленные на сайте конспекты лекций будут соответствовать материалам лекций 2010-2011 учебного года не больше, чем на 50%, — курс проходит обновление.

Заочное отделение

Конспект лекций (II-й курсIII-й курс)
Лабораторные работы (II-й курс II семестр) укр рус
Задание к контрольной работе (II-й курс II семестр) укр
Лабораторные работы (III-й курс I семестр) укр
Задание к курсовой работе (III-й курс I семестр) укр

Интернет-технологии в системах и сетях

Рабочая учебная программа (2010) укр engl (служебный документ — студентам пригодится, как краткое описание всего курса)
Конспект лекций (I семестр) engl
Лабораторные работы (Модуль 1) рус engl
Лабораторные работы (Модуль 2) рус engl
Конспект лекций (II семестр) engl
Лабораторные работы (Модуль 3) рус engl
Лабораторные работы (Модуль 4) рус engl

Системное программное обеспечение

Заочное отделение

Конспект лекций
Лабораторные работы (III-й курс II семестр) укр рус
Задание к контрольной работе (III-й курс II семестр) укр
Лабораторные работы (IV-й курс I семестр)
Задание к курсовой работе (IV-й курс I семестр)
Рабочая учебная программа (служебный документ — студентам пригодится, как краткое описание всего курса)

Исследование операций

Материалы к практическим занятиям;
Лабораторные работы (4 лабораторные работы);
Задание к РГР.

Компьютерная графика

Конспект лекций;
Лабораторные работы
Задание к домашней работе;
Задание к курсовой работе.

Основы управления проектами

Электронный учебник (архив);
Лабораторные работы (14 лаборатоных работ).

Системы обработки текстовой, табличной и графической информации

Конспект лекций(включает особенности работы с MS WordMS Excel);
Лабораторные работы Word (4 лабораторные работы);
Лабораторные работы Excel (4 лабораторные работы);
Электронный учебник (архив).

Экспертные системы

Лабораторные работы (3 лабораторные работы — для выполнения необходимо использование авторского программного обеспечения (для получения ПО — обращайтесь к автору)).

Курсы повышения квалификации

Основы работы с Windows (3 лабораторные работы)
Основы работы с архиватором WinRar
Основы работы в сети Интернет (4 лабораторных работы)
Основы HTML (только для работы и ознакомления — текст снабжен водяными знаками, которые делают невозможным автораспознование)
Основы JavaScript
Основы PHP

Scroll Up